Фестивали
современного искусства
в контексте брендинга территорий

Построение территориального бренда через культуру и индустрию развлечений — один из самых перспективных путей территориального брендинга. Его базовое преимущество в отсутствии предварительных требований к ресурсам брендируемой территории. Культурный бренд можно построить буквально в пустыне, что доказывает, например, Burning Man — один из самых популярных и эксцентричных фестивалей искусства, проводимый ежегодно в пустыне Блэк-Рок штата Невады.

Вообще, фестиваль современного искусства — это крайне популярный тип культурного мероприятия, по своему значению зачастую превосходящий традиционные формы культурной жизни. Такие фестивали создают идеальные условия для культурной коммуникации участников и зрителей, а также наполняют место проведения новым и уникальным содержанием.

Фестивали современного искусства подразделяются на множество типов, в зависимости от выбранного признака:
• по видам или направлениям искусства: театральные, музыкальные, кинофестивали, фестивали живописи, фотографии, видео-арта, боди-арта, стрит-арта и т.д.
• по периодичности: ежегодные, биеннале, триеннале и т.д.
• по территории охвата: городские, региональные, международные,
• по составу участников: профессиональные, любительские, молодёжные, детские и т.д.

Фестивали современного искусства способствуют возрастанию культурного статуса и престижа города (местности, региона), они привлекают художников и туристов. Также фестивали оживляют местную экономику — как за счёт притока туристов, так и за счет появления новых рабочих мест, необходимых для подготовки и проведения мероприятий.

Освещением культурных событий такого рода охотно занимаются средства массовой информации. Совокупный общественный резонанс подобных проектов напрямую формирует привлекательный имидж города и региона.

Один из старейших фестивалей такого рода — Венецианская биеннале — она проводится с 1895 года и, как принято считать, во второй половине XX века сыграла ключевую роль в становлении современного искусства. К категории фестивалей современного искусства можно отнести все авторитетные кинофестивали: «Оскар» (Лос-Анджелес), Каннский, Берлинский, Венецианский и т.д. Фестивали охватывают всё многообразие современного искусства: художественная выставка-ярмарка «Арт Базель» (Швейцария), музыкальный фестиваль в Гластонбери (Великобритания), фестиваль снега в Саппоро (Япония), фестиваль боди-арта в Пёрчах-ам-Вёртерзе (Австрия) — перечислять можно бесконечно.

В России и странах СНГ также немало локальных периодических фестивалей: от многолетних, вроде Грушинского фестиваля под Самарой, до молодых, таких как оупен-эйр «Бессонница» (Калужская область), фестиваль комиксов «Бумфест» (СПб), фестиваль современного искусства и авангардной моды «Мамонт» (Минск); фестиваль современного искусства «ГОГОЛЬFEST» (Киев). Это и многочисленные российские региональные кинофестивали: «Кинотавр» (Сочи), «Кинопроба» (Екатеринбург), «Зеркало» (Иваново), «Литература и кино» (Гатчина), «Окно в Европу» (Выборг), «Шорты» (Тула) и многое другое.

Агентство специальных проектов «БИЗМОНТ» с учетом вашей территориальной специфики разработает уникальную концепцию фестиваля искусств, полностью обеспечит его организацию, проведение и медиа-сопровождение.