Экологический туризм
и экобрендинг территорий

Экологический туризм – это туризм, основанный на уважении к природе и предполагающий посещение наименее затронутых человеческой деятельностью природных территорий. Эта форма туризма, зародившаяся на Западе в 1970-х, переживает сегодня бурный расцвет. По данным Всемирной туристской организации при ООН, сектор экотуризма растёт в три раза быстрее, чем сектор традиционного массового туризма.

На экологическом туризме строят свой бренд страны, расположенные на разных континентах, с разным климатом и ландшафтом, такие как Коста-Рика (её туристический слоган: No Artificial Ingredients – «Без искусственных добавок»), Новая Зеландия, Норвегия, Кения, Исландия и другие. В Новой Зеландии забота об экологии, без преувеличения, стала национальной идеей. Под управлением Министерства охраны окружающей среды находится почти треть территории страны. Однако большая часть охраняемых территорий открыта для посещения и обладает превосходно развитой экотуристической инфраструктурой. Неудивительно, что туризм является крупнейшим источником доходов этой страны, несмотря на её удаленность.

Россия также обладает огромным потенциалом в этом отношении – нигде в мире нет таких огромных пространств, куда почти не ступала нога человека. Это тот случай, когда малонаселенность и слабая освоенность региона из недостатка может обратиться в преимущество.

В 40 из 85 регионов России расположены национальные парки – обширные природные территории с уникальным ландшафтом, фауной и флорой, предназначенные законодательством, в числе прочего, для регулируемого туризма. А всего у нас более 13 тысяч особо охраняемых природных территорий – это 12% от площади России, 2 млн км2 — размер целой Мексики или четырёх Франций.

Примеры успешного развития экотуризма в России — такие бренды как Долина гейзеров на Камчатке, озеро Байкал, Куршская коса, туристические маршруты Кавказа, Алтая и другие места, куда едут на отдых как россияне, так и зарубежные туристы. В некоторых регионах, например, в Республике Алтай, экотуризм уже давно стал одним из главных источников дохода.

Экотуризм успешно развивается и в других странах бывшего СССР: в Латвии, Литве, Эстонии, Белоруссии, Украине — через эти страны проходят экологические трансъевропейские маршруты.

Многие из непотревоженных человеком регионов планеты имеют шансы стать экологическим брендом – при условии развития инфраструктуры и проведения грамотной маркетинговой кампании. Необходимый комплекс мер включает в себя разработку концепции, айдентики, обустройство и маркировку маршрутов, туристических стоянок, выпуск карт, путеводителей, определителей животных и растений. В зависимости от специфики регион может предложить туристам пешие, водные, конные маршруты, места для наблюдения за птицами (любительская орнитология давно стала на Западе одной из самых популярных форм экотуризма) и т.д.

Существует мнение, что экотуризм является естественным продолжением экологически ориентированного потребительского спроса: запрос на экологичные продукты питания и одежды, озабоченность проблемами экологии влекут за собой развитие уважения и интереса к природе.